Образ Емели на печи в наше время это расхожий образ дурачка и лентяя, который, ничего не делая, хочет получить всё даром. Но это в наше время, когда настоящие знания ушли, скрылись, а раньше сказка про Емелю и щуку обучала владеть печищем.
В обычных сказках присутствует мотив змееборства и, именно победив Змея, герой получает Силы (двенадцать голов), душу/мудрость и полцарства. В данной сказке присутствуют все те же элементы, которые есть в других сказках, кроме победы – вместо неё показаны соединение и сотрудничество с этой Силой, что указывает на большую древность сказки или на существование параллельной с змееборством другой традиции развития духа (думаю, это матриархальная традиция). Емеля расчистил печище, освободил пару от блоков, поэтому смог пройти вниз и получить в своё распоряжение Силу Низа, Дна (Велесову Силу), поэтому у него всё получается само собой (см. рис. 1).
Что указывает на то, что он расчистил печище? Он – дурак, то есть у него нет обычного для человека ума с его тиной и блоками. А что есть? Пустой ум - пустынь, как ещё называется такой ум в Слове о полку Игореве. Почему в сказке ведра сами идут домой, а сани с дровами сами ездят? Потому что, когда у человека пустой ум и он соединён с первобытным началом – Велес и Макошь как одно Целое - всё происходит само собой, на Востоке это называют недеянием, а у нас волшебством.
Емеля, то есть душа, хочет, а Велесова Сила велит – «по щучьему велению, по моему хотению» - охота и власть (Артемида и Аполлон) – это и есть первобытный ум, состоящий из женского и мужского начал (Лето). Когда начала соединены в одно целое, всё решается и происходит само собой – волшебство, одним словом.
Почему щука олицетворяет в сказке дно и Силы Велеса? Жезл Велеса выглядит как трезубец, а буква Щ тоже писалась раньше как трезубец -
- он обозначает Явь, Навь и Правь (закон, который правит этими двумя мирами). Далее, за буквой Щ следует буква У – знак вилы, ну а слово Ка в древней Руси обозначало жизненную силу. Кроме того, кости у щуки тоже выглядят как вилы, да и сам Велес тоже несёт в себе двойственность (помните, он запустил смену дня и ночи?).
Итого, мы имеем Три и Два – то есть перед нами знак Бога Велеса, щука олицетворяет Велеса в этой сказке.
К тому же щука живёт под водой, а именно под водой и под землёй герои сказок и былин встречаются с Велесовой Силой Жизни. И эту Силу также было принято обозначать каким-то ужасным чудовищем, крокодилом, страшным змеем, и щука тоже страшная и зубастая. Почему? Человек так воспринимает жизнь: она страшная, зубастая и может его съесть - что и происходит, в конце концов, с нами: мы все умираем. Но можно, соединившись с этой Силой и найдя свою душу, прожить жизнь как в раю, а можно вечно трепетать от страха перед ней до самой смерти. Предки шли первым путём: соединялись с Велесом.
Упражнение. Предки никогда и ничего не называли просто так. Раз они назвали щуку щукой, раз её имя записывается так, что указывает на проход к Велесой Силе Жизни и к самому Велесу, почувствуйте эту Силу. Для этого нужно стать единым/единой с щукой.
Далее. Перед нами щука и она существо женского рода, почему? Возможно, она олицетворяла ту же Велесову Силу Жизни, но женского рода, и относилась к Елисаве – женской противоположности Велеса. Возможно также, что когда-то щука была её священной рыбой, которой поклонялись, как поклонялись крокодилу в Египте.
Имя Велес наоборот читается как Се лев, имя Елисава – всл – Весёлая. Лев величественный, спокойный, а Елисава – весёлая (женщины вообще весёлые существа) - они – пара.
Если у Велеса противоположность Елисава, то должна быть противоположность и у Живы, она ведь душа нижнего царства. Кто он? Нужно тоже прочитать это имя наоборот: Жива – Виж – Вий (Ж-J-Й). Взгляд Вия, как известно, смертоносный.
Наши мифы рассказывают, что веки Вия поднимали ВИЛАМИ, отчего человек, на которого взглянул Вий, умирал. Вилы это двойственность. Если посмотреть на что-либо внутри себя (образ, представление, образец поведения, блок) из целостной двойственности/пары, эта иллюзия, этот морок умирает, поскольку создан половинчатым умом.
Получается, что Вий соответствует Велесу (и Осириду), а Жива – Елисаве (и Исиде). Велес, как и Аполлон, обладает целительной и магической Силой именно потому, что он Целое.
Мне кажется, что Жива и Вий вместе с щукой более древние имена, чем Велес и Елисава вместе с драконом (помните, на иконах она держит его на поводке? – см. [24]).
По сути, Елисава это та же Артемида, если использовать греческие имена, но сведения о ней не сохранились, видимо, это следы тотальной борьбы с влиянием женщины и с матриархальным прошлым Руси. Её имя сохранилось лишь на старых иконах и фресках доромановской эпохи и в Евангелии в виде имени Елизавета сестры Марии, где она олицетворяет нижний мир (см. [24]).
Ещё один образ сказки, который вызывает насмешки, упрёки и раздражение у людей это то, что Емеля всюду ездит на печи, как отъявленный лентяй. На самом деле здесь всё просто: он ездит на печи, потому что печище – тазовая область и живот - у него всегда с собой, под ним. Именно печище везёт человека по жизни, помогая совершать великие дела.
И последнее. Почему Емеля весельчак? Потому что, когда внутри есть жизнь, радость и веселье сами приходят к человеку. В сказке очень настойчиво подчёркивается, что он любит красный цвет, что это означает? Красный - краса – к Ра – обращённый к Солнцу. В современном христианстве приветствуется жизнь после смерти, а жизнь на земле и тело, в котором эта жизнь существует, греховны и отрицаются, поэтому тело нужно истязать, тогда и жизнь утухнет сама собой - отсюда все эти аскетические практики в христианстве.
Но именно ТЕЛО несёт в себе первобытное Начало, в котором соединяются мужское и женское начала, когда человек познаёт Сус/Суть и проходит в Рай! Тело/Лето – Двоя – это врата Рая, врата в Единство.
Попробуйте думать о смерти с радостью в сердце, с радостным лицом… Сначала не получится: образы, которые содержатся в уме относительно смерти, грустные воспоминания - все они накладывают свой отпечаток на мышление. Тем не менее, я советую вам делать это упражнение время от времени, потому что спускаться вниз, к Велесу означает смерть – умирают части вашего я. Когда они умирают, в вас втекает Сила Жизни (мы не раз эту тему обсуждали), и куда она втечёт, если внутри христианские образы смерти? А если она и втечёт, то прошлые и настоящие унылые думы о смерти заключат её в свою темницу…
Жизнь на земле это праздник, а настоящий праздник и блаженство входят в жизнь, когда я – эго – умерло.