Я хотел было описать то, о чём пойдёт речь ниже в книге под названием "Подготовка ума в боевых искусствах", но неизвестно, когда эта книга выйдет и выйдет ли вообще, поэтому я решил поместить эту информацию в данном бюллетене Айкидо, чтобы как можно скорее сделать её доступной для занимающихся боевыми искусствами. Пришло время возвращаться к истокам, к истокам откуда вышли все боевые искусства.
В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое находиться в центре. Одной из целей Айкидо, возможно, самой главной, является помочь занимающемуся овладеть центром, по-японски, тандэном. На мой взгляд тандэн, или центр, как его ещё называют, это в первую очередь ментальное понятие, а не физическое. Если человек сумел изменить своё мышление так, что оказался в центре мироздания, стал единым с окружающим его миром, тогда он автоматически будет переживать особые ощущения в области чуть ниже пупка и внутрь, то есть в первом тандэне. Кстати, во втором тандэне и в третьем - в сердце и в области третьего глаза, соответственно, - также появляются особые ощущения, если находишься в центре. Ниже я привожу упражнение, которое поможет вам понять что такое "находиться в центре". Если вам не всё будет понятно в нём, тогда я рекомендую вам почитать такие мои книги, как, например, Концентрация Медитация, Жизнелюбие или Возвращение в Сердце, и др..
Упражнение
1. Посмотрите вокруг себя, на стены, на улицу, на бюллетень в руках, на стол и стул. Всё вещи и люди, которые окружают вас, существуют отдельно и независимо от вас, сами по себе, не так ли? Вы не властны над ними. Посмотрите на них и увидьте, что они существуют самостоятельно, ведут свою собственную, независимую от вас жизнь. Вы видите, что все вещи вокруг существуют самостоятельно независимо от вас? Вот это и есть ваше разделяющее отрицающее мышление, которое сформировалось у людей в течение шестнадцатого-семнадцатого веков и продолжает владеть вашими умами до сих пор. Из-за этого мышления, вы видите себя разделёнными с этим миром, крохотной лишённой сил песчинкой, которая находится в руках неких неведомых ей грозных и могучих сил, которые властны над её жизнью и смертью и способны сделать с ней всё, что угодно.
Люди видят вокруг то, КАК думают, и люди видят вокруг то, ЧТО думают.
2. А теперь, смотря на вещи вокруг, начинайте пристёгивать их к животу. Смотря на стену, увидьте, что она существует не отдельно и независимо от вас, а относительно вас, относительно вашего живота. Смотря на пол, пристегните его к животу и увидьте, что он существует относительно вашего живота, смотря на улицу и людей на ней, увидьте, что они существует относительно вас, пристегните их к животу. Все вещи вокруг вас спереди и сзади, сверху и снизу, по бокам существуют относительно вас, вашего живота. Этот город, люди, страна существуют относительно вас и вашего живота, относительно вашего тандэна.
Тандэн является центром тяжести человека, то есть центром масс не так ли? Когда вы пристёгиваете все окружающие вас вещи, людей и мир к вашему животу, ваш тандэн действительно становится центром масс окружающего вас мира. Так вы становитесь настоящим центром.
В первом случае, в случае, когда вы пользуетесь разделяющим отрицающим мышлением, сила и движение, люди и вещи действительно существуют отдельно и независимо от вас. Во втором случае вы возвращаетесь к истокам. Это называется "обрести целостное видение", то есть видеть и переживать своё единство с миром и людьми. Этот мир и вы едины, поэтому люди, вещи, сила и движение, которые в них содержатся, существуют относительно вас и в зависимости от вас. Вы - центр существующей вокруг вас вселенной.
Где и когда выполнять это упражнение? Где и когда хотите, но понемногу. Первые результаты появятся довольно скоро, но на полное овладение ими уйдёт не меньше трёх лет, а может быть и все девять.
Предостережение: Если вы начнёте выполнять это упражнение, не работая одновременно над овладением состраданием и милосердием к людям, то, вместо того, чтобы получить в своё распоряжение центр, стать центром и обрести целостное видение мира, вы заработаете себе гордыню и самомнение. Вот уж где вы настрадаетесь. Ничего не поделаешь, таковы законы этой вселенной - ведь человек больше всего страдает тогда, когда хочет возвысится над ближним и стать сильнее его. За возвышением, всегда следует падение, а падение вниз всегда бывает очень болезненным. Испытав свою боль множество раз, человек начинает, наконец, понимать и чужую боль. Так рождается сострадание.
Весь секрет нахождения и овладения центром заключается в соединении с миром и людьми, а не в попытках овладеть тандэном, как физической точкой в теле. Первое дарит реальную основанную на любви силу, второе порождает гордыню и болезни, психические и телесные.
Занятия Айкидо и другими боевыми искусствами это прежде всего работа со своим умом и овладение им.
Центр и периферия
Когда человек переносит причины происходящих с ним событий во внешний мир, тот становится центром сил. Тогда человек сам перемещается на периферию и становится игрушкой этих сил. Человек тогда вращается вокруг центра, который он поместил вне себя. Человек становится игрушкой сил внешнего мира. Он становится слабым. Именно это произошло с нами в семнадцатом веке.
Если вы располагаете центр внутри себя, мир начинается вращаться вокруг вас. Когда он начинает вращаться? Когда вы позволяете переменам происходить. Вы позволяете миру вращаться, переменам происходить, а сами при этом опираетесь на себя. Вы - центр.
Раз вы - центр, значит голова ясная и действия точные.
Когда вы помещаете центр сил внутри, можно опираться на внешний мир и не падать. Это означает, что вы смело можете опираться на своего врага, он вас будет поддерживать.
А теперь то же самое, но приближенно к жизни. Когда помещаешь причину своих несчастий во вне, несчастья начинают кружить и вертеть человека вокруг себя. Раз причина находится вне вас, до неё не добраться, поэтому несчастья и проблемы никогда не кончаются.
Так просто была организована ловушка, ловушка ума, которая находится внутри самого человека. Человек и его ум это одно и то же, поэтому он не может её увидеть.
Когда ищешь и находишь причину происходящих с тобой событий внутри себя, тогда проблемы решаются с лёгкостью необыкновенной, надо только дать себе время. Описанный в моей первой книге закон Внешнее Равно Внутреннему, говорит именно об этом.