Библиотека

  • Отчего перевелись витязи на Святой Руси

    Когда-то Льву Александровичу Мею нашему известному русскому поэту девятнадцатого века сибирский казак Иван Андреев рассказал былину «Отчего перевелись витязи на Святой Руси». Поскольку она длинная, я поместил её в Приложение, а здесь привожу её пересказ из книги писателя С.Н. Сергеева-Ценского «Бурная весна».

    «Среди русских былин есть очень примечательная о том, "Как перевелись витязи на святой Руси". После одной из своих побед "на Сафат-реке" расхвастались витязи, что побьют и "силу нездешнюю". И "нездешняя сила" не замедлила явиться, чтобы наказать их за святотатство. Она предстала перед ними в лице двух воителей, которые тут же пошли на них боем.

    Первый же витязь перерубил их пополам одним взмахом меча, но их стало четверо, и они снова идут боем на витязей. Второй перерубил пополам этих четверых в два взмаха, – их стало восьмеро, и живы все. После действий третьего витязя их стало шестнадцать, четвертый сделал из них тридцать два, и когда кинулись на них все витязи, то благодаря их же геройству и силе перед ними выросло такое неисчислимое войско, что витязи испугались и обратились в бегство. Они бросились "в Киевские горы, в каменные пещоры", а, подбежав к горам, – окаменели сами. Отчего же окаменели? Конечно, от ужаса перед непостижимым».

    «Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет; Как подбежит другой, так и окаменеет» Как подбежит третий, так и окаменеет… С тех пор и перевелись витязи на Святой Руси!»

    Я не раз убеждался в том, что наши предки оставили нам все сокровища, которыми владели, не только материальные, но и духовные. Надо лишь суметь их распознать и суметь правильно распорядиться. Они оставили нам русский язык - сокровищницу Силы и Знаний о мироустроении. Тот, кто владеет словом, тот владеет Силой. Не зря в этом слове корнем, как мне видится, является лов – ловить. Слово – словить – поймать - владеть. А что несёт в себе слово? Образ. Тот, кто умеет создавать образы и выпускать их в мир, тот по-настоящему владеет Силами мира.

    Ещё наши предки оставили нам сказки, былины, песни, традиции и мифологию. Традиции и мифология пришли к нам сильно поистрепанными и везде, где можно, были искажены (особенно это касается последней), чтобы разорвать наши связи с прошлым. Однако по крупицам всё равно можно составить картину целого. Почему? Потому что Знание всегда присутствует в мире, как его ни истребляй. Приходит время, и оно опять выходит наружу.

    Отчего перевелись богатыри на Руси?

    Когда-то на Руси было неисчислимое множество богатырей и богатырок. Почему? Потому что мы чтили Волоса, то есть Силу Жизни. Всё, что живое, - всегда сильное. Сравните силу животного, скажем, крупной собаки, и силу современного человека… Я уж не говорю о диких животных.

    Наши предки почитали Жизнь, поэтому они были сильные, рослые, открытые, свободные и доброжелательные люди, как их описывали путешественники. «Но ведь и сейчас мы любим и ценим жизнь?» - спросите вы. «Мы любим и ценим свои понятия о жизни, а не саму Жизнь», - отвечу я вам. ПОНЯТИЯ…

    Давайте суммируем то, что говорится в былине. От иноземной силы явилось двое, и витязи их не узнали. Когда разрубают, то есть истребляют эту иноземную силу, она удваивается. Чем больше её уничтожают, тем больше её становится. Наконец, её стало столько, что богатыри дрогнули, побежали и превратились в камень. Они превращались в камень, подбежав к горе. Почему? Что особенного скрывается в горе, что можно окаменеть, приблизившись к ней? Интересно, что в русском языке есть устойчивые словосочетания: «окаменеть от горя», «застыть в горе». Гора – гóре. На Руси все были богатыри, потому что мы славили Жизнь. И все окаменели от горя, застыли в горе? Мы - это застывшие в горе богатыри? В каком горе? Какое горе пришло к нам на русскую землю? И почему, воителей появилось двое? Почему они размножаются, когда их уничтожаешь, разрубая пополам? Давайте толковать.

    Толкование былины

    Прежде всего, обратите внимание, что сначала богатыри бились с басурманами и одолели их, а потом Алёша Попович сказал: «Подавай нам силу нездешнюю...» Басурманская сила - здешняя, знакомая, мереная и перемеренная, а ему подавай силу нездешнюю… Толкуя старинные сказания, былины и песни нужно помнить, что сознание в средние века было единым, то есть слово и образ были связаны, а наши предки ведали и видели. Это означает, что все вещи они называли своими именами, «что вижу, то и пою». Следовательно, при толковании древних текстов и сказаний нужно не только владеть языком символов, но и быть буквальным.

    Кстати язык символов пробуждается сам, когда находишься в тишине. Чем больше находишься в тишине и безмолвии, или « в стихе», как ещё называли это состояние наши предки, тем лучше понимаешь этот язык. Почему? Потому что переходишь в разум, в котором все вещи и явления связаны друг с другом и нет никакого труда увидеть их общность и одновременно самобытность. Именно эта общность и помогает видеть, что данный символ/образ в тексте, например, обозначает именно такое-то явление и толкуется именно так, а не иначе.

    «Сила нездешняя…» Я считаю, что речь здесь идёт о другой, потусторонней силе. Подтверждением этому является то, что воители «слетели» к ним на бой и их при этом их «не узнали». И, кстати, всюду в тексте эта Сила пишется с большой буквы.

    Заметка

    Интересно, что не узнали… Значит, знали когда-то, а здесь не узнали, что-то изменилось в витязях, раз не узнали.

    Но потусторонняя сила потусторонней силе рознь. Обычно, под такой силой люди понимают какие-то живые существа, которые не имеют материальную форму и живут по ту сторону, или некие силы, типа информационного поля, эгрегоров и прочих, как принято сейчас называть, энергетических образований. Но существуют ещё более, так сказать, нездешние силы. Это силы, которые лежат в основе мироустройства и его правильной работы. Эти Силы стоят над всем. «Дао породило одно, одно породила два, два породило три, три породило всё множество вещей» - знаменитое высказывание из Дао-дэ-цзин. Так вот Дао, одно, два, три, пять, семь, девять и т.д., включая законы типа Закона Посоха, и пр. (см. Путь К Свободе. Строение и законы дуальной вселенной») - всё это, можно сказать, Силы, которые правят самими мирами, проявленным и непроявленным, со всем тем, что в них обитает.

    «И вещали они (воители – В.Ж.) громким голосом: «А давайте с нами, витязи, бой держать; Не глядите, что нас двое, а вас семеро». Семёрка это цикл, который правит изменениями в материи. Материальная форма – образ - меняет себя и свою оболочку, следуя циклу семёрки. Особенно это ясно видно по семилетнему циклу. Двойка или двойственность - это уже относится к мироустроению. Двойка заведомо главнее и, так сказать, сильнее семёрки, потому что она и в материи создаёт противоположности.

    Воителей было двое, а богатырей – семеро. Получается, что против возгордившейся материи выступила двойственность – кто кого победит. Материя считает, что она выше, хочет владеть всем миром, а двойственность уравнивает вещи и явления, помещая их друг против друга, и делает разными, полностью отличными и одновременно зависимыми друг от друга. Вспомните, как живёт и действует магнит. Двойственность весь мир делит пополам, и она же создаёт Добро и Зло. И двойственность делает мир Целым.

    Богатыри – материя – не узнали двойственность, потому что когда была написана эта былина, дух уже отделили от материи, а зрение затмилось от гордыни. Я считаю, что это предание было написано не раньше конца семнадцатого - начала восемнадцатого века, когда материя уже получила самостоятельное существование, ум-эго с его гордыней сформировался и из русского языка убрали двойственное число. Ведь с помощью именно двойственного числа наши предки узнавали, что мир двойственный. То, что это предание было написано именно в это время, указывает также и тот факт, что время боёв и поединков в нём указывается с точностью до минуты.

    Далее начался поединок. Разрубили двоих, вместо них появилось четыре других, разрубили четверых, вместо низ появилось восемь новых, и т.д. Нездешняя сила всё время удваивается, когда её разрубают пополам. Почему такое происходит? Приведу отрывок из предыдущей книги «Вращение Силы» из главы «Плохо-хорошо».

    «Известно, что любой человек делит мир, в котором живёт на плохой и хороший. Соответственно, все вещи и явления в этом мире у него тоже либо плохие, либо хорошие. Сам же человек старается быть выше и лучше, а то, что ниже и хуже, он отрицает.

    Эту способность человека делить мир на плохой и хороший я внимательно и подробно исследовал в своих книгах. Я писал, что нет плохого и хорошего, с точки зрения целого. Я дописался. Сейчас мне всё чаще стали попадаться люди, в том числе и не читавшие мои книги, которые в разговоре друг с другом то и дело повторяют: "Нельзя делить на плохо и хорошо"»

    Раньше было просто плохое и хорошее. Теперь стало плохо делить на плохо и хорошо, а хорошо – не делить.»

    Вот вам и решение. Когда вы обнаружили, что поступаете неправильно, что вы сделаете? Будете исправлять своё поведение, делать его лучше. То есть вы опять поделите связанные с данной ситуацией мысли и поступки на плохие и хорошие. Ум делает это всегда и автоматически, не осознавая, своих действий. Далее, я, например, опять поймаю вас и укажу на вашу ошибку, и вы опять поменяете своё поведение. И опять будете делить на плохо и хорошо. И т.д. Всё вышесказанное я представил в виде схемы (см. Рис…). Что происходит с человеком, когда он делит на «плохо» и «хорошо», всё время поправляя себя в сторону «хорошо»? Чтобы ясно понять это, надо привлечь современные знания о работе компьютеров. Так вот если говорить компьютерным языком, происходит переполнение разрядной сетки, память забивается пустой информацией и компьютер встаёт, то есть окаменевает, так сказать.

    Я проделал вышеописанные действия с «плохо» и «хорошо»? И что я почувствовал? То же самое приближение горя от безысходности уже на четвёртом шаге. То есть я четыре раза поправил себя, становясь лучше и лучше, и уже на четвёртом шаге, как и сказано в былине, мой ум стал застывать. Пренеприятные, доложу я вам ощущения, когда хочешь быть выше и лучше, наяву неприятные. Кстати, пожилые люди становятся менее подвижными тоже по этой причине – они застывают в горе.

    Целое разделило себя на два, чтобы существовать. Двойственность - Добро и Зло - всегда присутствует в этом мире и их бесполезно уничтожать. Наши предки в предании «Отчего перевелись витязи на Святой Руси» передали нам, что не гоже взращивать в себе гордыню, возвышаться над миром, хотеть быть самыми сильными и самыми лучшими. А мы что делаем? Всё хотим быть впереди планеты всей? Они также передали нам, что нельзя бороться и выводить из обихода двойственность, нельзя любить только хорошее, только жизнь, только верх, только богатство, и т.п. Нужно признать и поклониться плохому, злу, смерти, нищете, низу, тогда целостность придет в мир, и наши люди обретут крылья. Птицы-то летают, потому что у них два крыла. Да и мы с вами ходим на двух ногах, но вот стали предпочитать пользоваться только одной рукой и одной половиной мозга, признавать только свою правоту.

    Главная ловушка ума-эго

    Самое интересное, что здесь открывается ловушка, которую очень, очень трудно увидеть и осознать. Эта ловушка – суть ума-эго, в котором живут сейчас люди.

    Вы ведь хотите стать лучше, когда делаете свой выбор, не так ли? А делаете его с помощью «плохо»… Видите? Таким образом, чтобы стать лучше, вы развиваете в себе видение плохого. Чем бы вы ни занимались по жизни, какому бы распрекрасному духовному учению ни следовали, как бы религиозны вы ни были, вы всё равно развиваете в себе видение плохого, чтобы стать лучше… Потому что становитесь умнее и дальновиднее.

    Каков ум такая и жизнь. Какие мысли такие и действия. Ваша жизнь действительно становится лучше со временем? Если это так, то куда подевались те радости и лёгкость молодости?

    Когда-то мама впервые сказала ребёнку, что так делать нельзя, так сделать плохо. Потом она повторила это ещё и ещё раз, нашлёпала по попке, и ребёнок с тех пор решил быть лучше. Даже самые отъявленные бунтари и революционеры делают всё, чтобы улучшить если не свою жизнь, то жизнь людей точно. Потому что они умные и знают что лучше.

    Жизнь идёт, а вы становитесь всё лучше за счёт плохого. Со временем ваше лучшее опять станет плохим, а вы опять постараетесь стать лучше. И так без конца, впрочем, конец всё-таки есть: чем больше плохого видишь вокруг, тем больше застываешь в горе. Ты – лучший, но застыл в горе, поскольку кругом всё плохо. И никакие уже продвинутые методы работы с собой, никакие редкие лекарства не помогают, потому что всё плохо…

    Суть современного ума, в котором живёт человек, это всюду видеть плохое. Юдоль горя и печали. Горе от ума.

    Приложение 1

    В 1840 году мне довелось встретить у его превосходительства Дмитрия Богдановича Броневского, бывшего директора Император- ского Царскосельского лицея, — старого сибирского казака Ивана Андреева... прозвище его я позабыл. Пришел он из Сибири пеш- ком — взглянуть на Питер и просить, чтобы всех его трех сыновей приняли на службу царскую. Он рассказал мне две сказки: первая, о «Маринке Калайдайшне», представляет незначительные изменения известного народного рассказа, вторая, без заглавия, передается здесь. От меня, через третьи руки, досталась она г. Шевыреву и занесена им в «Чтения о русской словесности», а потом разбита г. Вельтманом на стихи — и напечатана в «Московитянине» 1849 года. В обоих случаях она подверглась некоторым поправкам, конечно вероятным и уместным. Печатаю ее, как записал, со всеми анахро- низмами, со всеми переводами голоса старого рассказчика. Этот смелый вымысел — выражение богатырской самоуверенности рус- ского народа — должен быть передан во всеуслышание. Сказка кой- где искажена временем и обстоятельствами; но сложена очень давно. Доказательства на лицо.

    (1856)

    ПРЕДАНИЕ— ОТЧЕГО ПЕРЕВЕЛИСЬ ВИТЯЗИ НА СВЯТОЙ РУСИ

    (Сибирская сказка)

    Выезжали на Сафат-реку, на закате красного солнышка,

    Семь удалых русских витязей, Семь могучих братьев названых:

    Выезжал Годенко Блудович, да Василий Казимирович, да Василий Буслаевич,

    Выезжал Иван Гостиный сын, Выезжал Алеша Попович млад,

    Выезжал Добрыня-молодец, Выезжал и матерой казак, Матерой казак Илья Муромец.

    Перед ними раскинулось поле чистое,

    А на том на поле старый дуб стоит,

    Старый дуб стоит, кряковястый.

    У того ли дуба три дороги сходятся:

    Уж как первая дорога ко Нову-городу,

    А вторая-то дорога к стольному Киеву,

    А что третия дорога ко синю морю далекому...

    Та дорога прямоезжая, прямоезжая дорога, прямопутная:

    Залегла та дорога ровно тридцать лет,

    Ровно тридцать лет и три года.

    Становились витязи на распутии,

    Разбивали бел-полотнян шатер,

    Отпускали коней погулять по чисту полю.

    Ходят кони по шелковой траве-мураве,

    Зеленую траву пощипывают,

    Золотою уздечкою побрякивают,

    А в шатре полотняном витязи опочив держат.

    Было так — на восходе красного солнышка

    Вставал Добрыня-молодец раньше всех,

    Умывался студеной водой,

    Утирался тонким полотном,

    Помолился чудну образу.

    Видит Добрыня за Сафат-рекой бел-полотнян шатер:

    В том ли шатре залег Татарчонок,

    Злой Татарин-басурманчонок.

    Не пропускает он ни конного, ни пешего,

    Ни езжалого доброго молодца.

    Седлал Добрыня своего борзого коня;

    Клал на него он потнички,

    А на потнички коврички,

    Клал седельце черкасское,

    Брал копейце урзамецкое,

    Брал чингалище булатное,—

    И садился на добра коня.

    Под Добрыней конь осержается:

    От сырой земли отделяется,

    Выходы мечет по мерный версте,

    Выскоки мечет по сенной копне.

    Подъезжает Добрыня ко белу шатру

    И кричит зычным голосом:

    «Выходи-ка, Татарчонок, злой Татарин- бусурманчонок:

    Станем мы с тобой честный бой держать!»

    Втапоры выходит Татарин из бела шатра

    И садится на добра коня.

    Не два ветра в поле слеталися,

    Не две тучи в небе сходилися-

    Слеталися-сходилися два удалые витязя...

    Ломалися копья их острые,

    Разлетались мечи их булатные:

    Сходили витязи с добрых коней

    И хватались в рукопашный бой.

    Правая ножка Добрыни ускользнула,

    Правая ручка Добрыни удрогнула,—

    И валился он на сыру землю.

    Скакал ему Татарин на белы груди,

    Порол ему белы груди,

    Вынимал сердце с печенью.

    Было так — на восходе красного солнышка

    Встал Алеша Попович раньше всех,

    Выходил он на Сафат-реку,

    Умывался студеной водой,

    Утирался тонким полотном,

    Помолился чудну образу.

    Видит он коня Добрынина:

    Стоит борзый конь оседланный и взнузданный,

    Стоит борзый конь, только невесел,—

    Потупил очи во сыру землю:

    Знать, тоскует он по хозяине,

    Что по том ли Добрыне-молодце.

    Садился Алеша на добра коня,—

    Осержался под ним добрый конь,

    Отделялся от сырой земли.

    Метал выходы по мерный версте,

    Метал выскоки по сенной копне.

    Что не бель во полях забелелася-

    Забелелася ставка богатырская;

    Что не синь во полях засинелася-

    Засинелись мечи булатные;

    Что не крась во полях закраснелася-

    Закраснелася кровь с печенью.

    Подъезжает Алеша ко белу шатру—

    У того ли шатра спит Добрыня-молодец,

    Очи ясные закатилися,

    Руки сильные опустилися,

    На белых грудях запеклася кровь.

    И кричит Алеша зычным голосом:

    «Вылезай-ка ты, Татарин злой,

    На честной бой, на побраночку!»

    Отвечает ему Татарчонок:

    «Ох ты гой еси, Алеша Попович млад!

    Ваши роды неуклончивы,

    Неуклончивы ваши роды, неустойчивы-

    Что не стать тебе со мной бой держать».

    Как возговорит на то Алеша Попович млад:

    «Не хвались на пир идучи,

    А хвались с пиру идучи».

    Втапоры выходит Татарин из бела шатра

    И садится на добра коня.

    Не два ветра в поле слеталися,

    Не две тучи в небе сходилися-

    Сходилися-слеталися два удалые витязя:

    Ломалися копья их острые,

    Разлетались мечи их булатные,

    И сходили они с добрых коней,

    И хватались в рукопашный бой.

    Одолел Алеша Татарина:

    Валил его на сыру землю,

    Скакал ему на белы груди,

    Хотел ему пороть белы груди,

    Вынимать сердце с печенью.

    Отколь тут ни взялся черный ворон,

    И вещает он человеческим голосом:

    «Ох ты гой еси, Алеша Попович млад!

    Ты послушай меня, черного ворона:

    Не пори ты Татарину белых грудей,

    А слетаю я на сине море,

    Принесу тебе мертвой и живой воды:

    Вспрыснешь Добрыню мертвой водой—

    Срастется его тело белое;

    Вспрыснешь Добрыню живой водой-

    Тут и очнется добрый молодец...»

    Втапоры Алеша ворона послушался,—

    И летал ворон на сине море,

    Приносил мертвой и живой воды.

    Вспрыскивал Алеша Добрыню мертвой водой-

    Срасталося тело его белое,

    Затягивалися раны кровавые;

    Вспрыскивал его живой водой—

    Пробуждался молодец от смертного сна.

    Отпускали они Татарина.

    Было так — на восходе красного солнышка

    Вставал Илья Муромец раньше всех,

    Выходил он на Сафат-реку,

    Умывался студеной водой,

    Утирался тонким полотном,

    Помолился чудну образу.

    Видит он: через Сафат-реку

    Переправляется сила басурманская,

    И той силы добру молодцу не объехать,

    Серому волку не обрыскати,

    Черному ворону не облетети.

    И кричит Илья зычным голосом:

    «Ой, уж где вы, могучие витязи,

    Удалые братья названые?»

    Как сбегалися на зов его витязи,

    Как садилися на добрых коней,

    Как бросалися на силу басурманскую:

    Стали силу колоть-рубить.

    Не столько витязи рубят, сколько добрые кони их топочут.

    Бились три часа и три минуточки-

    Изрубили силу поганую.

    И стали витязи похваляться:

    «Не намахалися наши могутные плечи,

    Не уходилися наши добрые кони,

    Не притупились мечи наши булатные!»

    И говорит Алеша Попович млад:

    «Подавай нам силу нездешнюю-

    Мы и с той силою, витязи, справимся!»

    Как промолвил он слово неразумное,

    Так и слетели двое воителей,

    И вещали они громким голосом:

    «А давайте с нами, витязи, бой держать;

    Не глядите, что нас двое, а вас семеро».

    Не узнали витязи воителей...

    Разгорелся Алеша Попович на их слова,

    Поднял он коня борзого,

    Налетел на воителей

    И разрубил их пополам со всего плеча:

    Стало четверо — и живы все.

    Налетел на них Добрыня-молодец,

    Разрубил их пополам со всего плеча:

    Стало восьмеро — и живы все.

    Налетел на них Илья Муромец,

    Разрубил их пополам со всего плеча:

    Стало вдвое более — и живы все.

    Бросились на Силу все витязи,

    Стали они Силу колоть-рубить...

    А Сила все растет да растет,

    Все на витязей с боем идет...

    Не столько витязи рубят,

    Сколько добрые кони их топчут...

    А Сила все растет да растет,

    Все на витязей с боем идет...

    Бились витязи три дня, три часа, три минуточки;

    Намахалися их плеча могутные;

    Уходилися кони их добрые;

    Притупились мечи их булатные...

    А Сила все растет да растет,

    Все на витязей с боем идет...

    Испугались могучие витязи:

    Побежали в каменные горы, в темные пещеры …

    Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет;

    Как подбежит другой, так и окаменеет;

    Как подбежит третий, так и окаменеет…

    С тех-то пор и перевелись витязи на святой Pycи!

Форма оплаты

На семинар
На консультацию
Рассылка

* — поля, обязательные для заполнения

Стоимость консультации: 8000р.

* — поля, обязательные для заполнения

* — поля, обязательные для заполнения